Любишь — значит делай! (kocmoc_4) wrote,
Любишь — значит делай!
kocmoc_4

Орфическая метафизика и ее политическая реализация: орфический Дионис


В центре орфических культов стоит Дионис Загрей. По мнению Лосева, «его критское происхождение не вызывает никаких сомнений». Лосев замечает, что «невозможно точно установить, имел ли миф о Загрее отдельное происхождение от Зевсовой мифологии и от мифологии Диониса…», а также, что «прямое отождествление Загрея с Зевсом неоднократно встречается в источниках, даже в очень поздних». Исследователь подчеркивает: «Придание Загрею всей полноты власти Зевса определенно формулировалось в орфической литературе».


В центре орфических культов стоит Дионис Загрей. По мнению Лосева, «его критское происхождение не вызывает никаких сомнений»[1]. Лосев замечает, что «невозможно точно установить, имел ли миф о Загрее отдельное происхождение от Зевсовой мифологии и от мифологии Диониса…», а также, что «прямое отождествление Загрея с Зевсом неоднократно встречается в источниках, даже в очень поздних»[2]. Исследователь подчеркивает: «Придание Загрею всей полноты власти Зевса определенно формулировалось в орфической литературе»[3].
О происхождении Загрея Лосев пишет так: «С созданием мифа о растерзании отрока Загрея произошло отделение от субстанции Критского Зевса той его стороны, которая характеризовалась его периодическим рождением и смертью. Эта его сторона отныне выделялась в отдельную, и притом сыновнюю, ипостась, получившую и особое имя — Загрея. Сам же Зевс, теперь ставший ипостасью отца, оказывался как бы выше сферы рождения и умирания. Отделение от Зевса (Зевса просто или Зевса Подземного) Загрея становится теперь весьма рельефным и выпуклым. С другой стороны, после возникновения мифа о растерзании Загрея Титанами произошла резкая дифференциация также и между Загреем и божеством, получившим впоследствии имя Диониса»[4]. В этом фрагменте нам сообщается о том, каким образом Загрей был вписан в мир олимпийских богов. Кроме того, «Загрей, которого древние называли первым Дионисом, — это внутренний принцип героизма строгого патриархата, так как здесь сосредоточенная в себе мощь стихии (Титаны) впервые соединилась с разумно-волевым мужским индивидуумом»[5].
Для нас важно отметить, что орфический Дионис укоренен в доолимпийском пласте.
Орфический миф о растерзании Загрея титанами ученый комментирует следующим образом: «Миф о растерзании Загрея — Диониса некоторые ученые были склонны относить к более позднему времени и связывать только с орфиками. Древнейшее упоминание о растерзании Диониса относится только к VI в. до н. э. (у Ономакрита). Правда, орфики и неоплатоники дали философское истолкование этого мифа. Но самый миф этот может быть рассматриваем только в контексте со всей древнейшей мифологией страдающих и умирающих богов, среди которых Загрей далеко не самое яркое божество»[6].
Суть этого мифа для Лосева следующая: «Подлинным потребителем Загреевой жертвы являются, по мифу, не столько Титаны, сколько происходящие от этих Титанов люди и получающий здесь свое воссоединение разъединенный и распавшийся космос»[7]. К значению идеи соединения разделенного для орфиков нам еще предстоит обратиться.
И наконец, по Лосеву, «мы находим здесь учение еще и о том, как эта мировая трагедия и как это ликование после ее преодоления пронизывает насквозь все существо индивидуального человека, пронизывает настолько, что только он и оказывается некоторым единством титанического и дионисийского начал»[8]. Таким образом, мы вправе сделать вывод, что орфическая космогония содержит утверждение ни много ни мало метафизической оригинальности человека. Что орфизм стал важнейшим этапом его вочеловечивания – воплощения, осуществления этой оригинальности. Вот и Элиаде формулирует: «…в основе орфической эсхатологии […] лежит антропогонический миф»[9].
Поэтому орфический Дионис Загрей — новый бог: «Орфики относят Диониса к так называемым новым богам. Он — последний бог и царь после Урана, Кроноса и Зевса (эта последовательность у орфиков передавалась по-разному)»[10].



[1] Там же. С. 166.
[2] Там же. С. 166-167.
[3] Там же. С. 167.
[4] Там же. С. 168.
[5] Там же. С. 176.
[6] Там же. С. 168.
[7] Там же. С. 174.
[8] Там же. С. 176.
[9] Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М.: Критерион, 2002. С. 160.
[10] Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. – М.: Мысль, 1996.. С. 179.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments