Любишь — значит делай! (kocmoc_4) wrote,
Любишь — значит делай!
kocmoc_4

Отчуждение

Высоков: До XVII века понятие отчуждения применялось исключительно в отношении собственности. То есть говорилось, например, об отчуждении от одного лица в пользу другого. В XVII веке прямо слово «отчуждение» Локком или Гоббсом как бы если употреблялось, то здесь нужно смотреть в переводы, но если употреблялось, то нечасто. Но суть заключается в том, что оно легло в основу понятия общественного договора. То есть было сказано, что некоторые права и полномочия должны быть отчуждены от человека во имя существования общества и государства. Ну какие права? Право на насилие, например, как мне кажется, самый очевидный пример. Но уже на заре формирования общества нового времени вопрос встал таким образом, что человек должен что-то отдать некоей отчужденной структуре, которая будет обеспечивать его существование. Можно говорить, что комплексный анализ того, что мы называем отчуждением, предпринял Руссо, который сказал, что нравственно-религиозные, политические, экономические ограничения насильственно лишают человека возможности определять степень его свободы. И в таких условиях человек оказывается отчужден от собственного потенциала, и это удастся преодолеть только после того, как он перестроит общество. Это сказал Руссо. И здесь можно увидеть уже какое-то предощущение философское того, что будет дальше в XIX веке. А в XIX веке будет следующее. Гегель скажет о самоотчуждении духа, что станет как бы серьезнейшим продвижением философской мысли. И вот здесь, Алексей Иванович, я первый вопрос вам хочу задать. Мы можем сказать, что когда мы говорим о самоотчуждении духа, мы предполагаем мысль, что материя это инобытие духа?

Болдырев: Конечно. Он отчуждает себя в свое иное, дух, и так рождается мир материальный. То есть вполне возможно, с точки зрения абсолютного идеализма гегелевского в подоплеке окружающего мира, вот этой твердой материальной вещности тоже лежит дух, понимаете. В этом его основной смысл. То есть дух отчуждает самого себя, имея в виду некоторую цель. Цель – вот это самодвижение, саморазвитие. В конечном итоге он триумфально возвращается к самому себе через снятие этого отчуждения. Но это старая идея, он ей придал такой очень концептуальный очень сложный и философски конкретный характер, то есть он в деталях все это увидел, объяснил, частности все рассмотрел.

Продолжение следует

Стенограмма встречи интеллектуального клуба "Прометей" (МИИТ) 17 октября. Тема: "Понятие об отчуждении в мировой философии". Ведущие: Юрий Высоков, Алексей Болдырев.

Tags: отчуждение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments