Любишь — значит делай! (kocmoc_4) wrote,
Любишь — значит делай!
kocmoc_4

Отчуждение – 2

Болдырев: Но коль скоро мне предоставили слово, я хочу, чтобы все как бы поняли такой обыденный бытовой смысл слова «отчуждение». Вот, допустим, сейчас широко распространено такое представление, ошарашивающее обывателя: ты живешь не своей жизнью. Понимаете, человек как бы впадает в ступор, он не понимает: как это не своей жизнью? А вот так – не своей жизнью. Ты знаешь себя, кто ты есть на самом деле и какова твоя подлинная сущность? И задумайся: эта сущность универсальна для всех людей или она уникальна для тебя. Вот где начинается философия. Но ясно совершенно, что в колыбели в тебе убили гения. Ты понимаешь, взяли, и эту потенцию забрали, произошло отчуждение. Во имя чего? Во имя того, чтобы ты был набором социальных функций каких-то, инструментов, да. Вот мальчик, который ходит, послушный, в детский садик, в школу юный чиновник с ранцем спешит, понимаете. Это все формы отчуждения. А особенно есть не просто отчуждение, вот как я писал в одной своей ранней работе, а исступленный и гибельный восторг отчуждения, понимаете. Человек уже настолько становится функцией, что выходя на пенсию, он умирает или сходит с ума. Когда он заворачивал одну гайку всю жизнь, понимаете, и его лишили этой возможности – все, он впадает в ступор.


Это все формы отчуждения, с которыми мы сталкиваемся в повседневности. Мы не умеем, нас не учили по-настоящему философски, так сказать, рассмотреть этот вопрос, поставить проблему во всей ее остроте: что такое отчуждение. Отчуждение от сущности человека, глубоко скрытой от него самого. Мне кажется, что загадочное сочетание слов в христианской традиции «тайна беззакония», она как раз связана с отчуждением. Здесь возможен мостик какой-то между чисто религиозной проблематикой и вот светской философской, социально-психологической и так далее. Этот вопрос просто о постановке проблемы. Все, я на этом закончил.

Высоков: Да, видите, какой интересный инструмент, каким интересным инструментом является это слово и какая интересная у него получается история. То есть сначала это было введено вот в таком узком смысле. Дальше Гегель использовал это гораздо в более широком смысле. И мы получили как бы чуть ли не универсальную категорию.

Продолжение следует

Стенограмма встречи интеллектуального клуба "Прометей" (МИИТ) 17 октября. Тема: "Понятие об отчуждении в мировой философии". Ведущие: Юрий Высоков, Алексей Болдырев.

Tags: отчуждение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments