Любишь — значит делай! (kocmoc_4) wrote,
Любишь — значит делай!
kocmoc_4

Отчуждение – 4

Высоков: И здесь мне хочется сделать ремарку такую. Я, готовясь к сегодняшней встрече, прочитал статью крупнейшего советского философа Эвальда Ильенкова «Гегель и отчуждение». И эта статья дает почувствовать полемику вокруг этого термина, характер которой, мне кажется, в какой-то степени продолжает быть тем же, как о нем и сказал Ильенков. В чем здесь нерв. Это вообще на вопросы фундаментального мировоззрения выводит. Одни люди пытаются замазать ситуацию тем способом, что сказать: это непреодолимо, так будет всегда, это неизбежное следствие общества нового времени такого, каким оно создалось и, в общем, как бы терпите. Можно даже сказать, вообще русская философская традиция в XX веке, конечно, была настроена на войну с отчуждением и Ильенков – представитель этой традиции. И, я не знаю, советская реальность в какой-то степени выражение этой традиции. Опять-таки продолжение разговора о том же самом творческом труде. Я пока не буду идти дальше в этом отступлении, я продолжу как бы по этому своему хронологическому плану.


Дальше мы должны посмотреть на понятие отчуждения у экзистенциалистов. Экзистенциальная философия популярна и в наши дни. Хайдеггер говорил о понятиях бытия и сущего, которые, чтобы было понятно, я бы своими словами передал так, что бытие это как бы пространство подлинности, пространство настоящности, место, где ты как раз ощущаешь то, о чем вы говорите, себя собой подлинным. А сущее это такой сон повседневности, эта, не знаю, бытовуха, понятая, именно философским языком хочется сказать, бытовуха, в которой человек теряет себя, какой-то поток быта, в котором человек теряет себя. Так вот Хайдеггер говорил том, что преодоление отчуждения это только вот это нахождение в бытии. У экзистенциалистов понятие отчуждения как бы создавало такое большое на самом деле пессимистическое поле, я хочу сказать, и апогея это достигло у Сартра, который заговорил уже о тотальном отчуждении, заговорил об отчужденности человека от мира вообще, которая проявляется в разобщенности личности и общества, в невозможности встретиться с другим человеком. И получается, что отчуждение в понимании Сартра вот то, о чем мы сейчас сказали, у него это вытекает уже в полную оторванность от мира.


Я в виде такой динамической презентации, сказал о точках основных, по крайней мере, развития вот этого понятия отчуждения. А дальше я хочу, чтобы проиллюстрировать то, что сказал Алексей Иванович, то что было сказано применительно к Марксу, обратиться к одному тексту Александра Блока, который, мне кажется, иллюстрирует то, о чем хотелось бы поговорить. Я думаю, кто-то читал это стихотворение «Как тяжко мертвецу среди людей...»:


Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей...

Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат...
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.

Мертвец весь день трудится над докладом.
Присутствие кончается. И вот –
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот...

Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор...
А мертвеца – к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.

В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем – изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка – дура и супруг – дурак.

Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музыкой заглушен...
Он крепко жмет приятельские руки –
Живым, живым казаться должен он!

Лишь у колонны встретится очами
С подругою – она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:

«Усталый друг, мне странно в этом зале». –
«Усталый друг, могила холодна». –
«Уж полночь». – «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена...»

А там – NN уж ищет взором страстным
Его, его – с волнением в крови...
В ее лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви...

Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова...

И острый яд привычно-светской злости
С нездешней злостью расточает он...
«Как он умен! Как он в меня влюблен!»

В ее ушах – нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.

Продолжение следует

Стенограмма встречи интеллектуального клуба "Прометей" (МИИТ) 17 октября. Тема: "Понятие об отчуждении в мировой философии". Ведущие: Юрий Высоков, Алексей Болдырев.



Tags: отчуждение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments