Любишь — значит делай! (kocmoc_4) wrote,
Любишь — значит делай!
kocmoc_4

Отчуждение – 11


Высоков: Я хочу привести еще один пример, который мы с вами обсуждали, когда готовились, это роман Юрия Бондарева «Берег», в котором, значит, состоявшийся писатель, обладатель там многих премий и регалий находит, уже будучи совсем взрослым человеком, а он прошел Великую Отечественную войну, он находит немецкую девушку, в которую он был влюблен, когда его полк стоял в Германии в каком-то марте 45-го года.

И встретившись с ней, он понимает, что вот те там три или семь дней и были тем единственным временем, когда он по-настоящему существовал. Вот вам пример. И сколько примеров в литературе можно найти аналогичных на самом-то деле. Ну не знаю, может быть, там наполовину литература действительно XIX и XX века сфокусирована на этой теме. Я еще не сказал, мы должны об этом сказать, что эта же тема пошла в психологию. И об отчуждении писал Фромм, ему этот термин был необходим для того, чтобы говорить о своих психологических вещах. Но там ведь тоже как бы вставал вопрос все равно, они это называли по-своему, но та самая духовная полнота и та самая творческая сущность, о которой мы здесь говорим, это пошло в психологию. И говоря об отчуждении, мы еще должны сказать, что это отчуждение как бы производит так называемых невротиков. То есть то, что вы говорили о попытках людей прорваться, собственно, к самим себе. Вот эта вот, так сказать, непрорванность к самому себе в психологии называется неврозом. Я думаю, можно так сказать. И это сейчас – можно поговорить с психологами разных школ – как бы стало большой проблемой. Огромное количество людей живут – вот то, о чем вы сказали, – с каким-то очень большим потенциалом нереализованности. А как бы экономика, жизнь такая, какая она есть, по большому счету, во всех странах мира, дает все меньше возможностей реализовываться, реализовывать вот эту творческую сущность, о которой вы говорили.


Болдырев: Я бы еще острее поставил вопрос. Вот представьте себе: гениальный совершенно там композитор. Вот он пишет, пишет, пишет все более и более совершенные музыкальные произведения, и это счастье большое. За письменным столом, когда он записывает свои ноты, он умирает, да. И это действительно был такой случай. Исполняют его последнее произведение, обрывают на полуфразе музыкальной, и капельмейстер заявляет: «На этом месте смерть вырвала перо из рук маэстро». Вы понимаете, вроде бы человек реализовался полностью, но он все равно утащил в могилу нерастраченный потенциал. Это трагедия творчества вообще, Бердяев об этом писал. Трагедия творчества, трагедия объективации в принципе. И возникает большой вопрос: а в этом мире вообще можно до конца реализовать этот потенциал духовный?


Высоков: Вспомниаю Николая Федорова, который сказал что задача живущих в том, чтобы возвратить отцов, тех, кто ушли, чтобы они смогли вернуться в этот мир и продолжать творить…

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments